Ирина Кузнецова: «Разработчики ПО пытаются оживить рынок, выпуская все новые специальные предложения, снижают цены»
Ирина Кузнецова, директор интернет-магазина Allsoft.ru, дала интервью информационно-деловому каналу @Astera.
– Ирина, скажите, как изменился объем бизнеса вашей компании во 2 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?
– При сохранении положительной динамики темпы роста существенно замедлились. В целом, ситуация во втором и третьем кварталах нестабильная, многие компании в ожидании второй волны кризиса пошли по пути дополнительной оптимизации расходов и отложили планируемую закупку программного обеспечения на осень либо полностью прекратили закупку ПО. Многие организации также рассматривают более дешевые альтернативы – свободное ПО. Что касается частных пользователей, то объемы платежей от них продолжают расти, но средняя стоимость заказа снизилась, хотя и не столь значительно, как ожидалось ранее.
– Как выглядит текущая ситуация в различных сферах деятельности?
– Каждая отрасль обладает своей спецификой, влияющей на ее текущее положение. В целом, ощутили на себе кризис совсем мелкие компании и компании, зависящие от отношений с ограниченным числом крупных заказчиков. По сравнению с такими предприятиями наш сектор, обслуживающий массовый рынок и работающий одновременно с большим числом мелких и средних компаний и частными пользователями, чувствует себя более уверенно.
– Как бы вы охарактеризовали текущий и будущий спрос в различных сегментах рынка?
– Наша деятельность связана с ритейлом и сектором среднего и малого бизнеса. Спрос со стороны частных пользователей на компьютерные программы и игры продолжает расти. В нашем случае это связано с увеличением числа интернет-пользователей, обладателей домашних и карманных ПК, с улучшением качества интернет-доступа, распространением широкополосного доступа и домашних сетей в регионах РФ и другими факторами. По-разному растет спрос на различные категории программ, например, резко увеличивается он на навигационные системы. По-прежнему быстрыми темпами растут продажи антивирусов, которые остаются самой популярной категорией ПО в нашем каталоге. Спрос на графическое ПО растет только в любительском сегменте – дорогие профессиональные программы продаются плохо. Несколько уменьшился уровень спроса на ПО для мобильных устройств. Связано это с тем, что активная закупка программ для устройства происходит сразу после его приобретения, а продажи мобильных телефонов и коммуникаторов сильно упали.
Корпоративные клиенты сокращают свои расходы, в том числе и на лицензионное ПО, в результате в данном сегменте мы сейчас наблюдаем стагнацию. На эту ситуацию накладывается традиционный сезонный спад. Разработчики ПО пытаются оживить рынок, выпуская все новые специальные предложения, снижают цены. Многие из подобных акций оказываются эффективными и помогают поддерживать уровень продаж.
– Какое прогнозируется изменение объема бизнеса вашей компании в 3 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?
– Традиционно 3 квартал в нашей отрасли не особо активен, рост начинается с сентября, и в этом году ситуация будет аналогичной. Каков же будет этот рост, пока сказать сложно. В случае стабилизации экономической ситуации мы рассчитываем на значительное оживление спроса со стороны корпоративных заказчиков, реализацию ими отложенных ранее закупок. Выход новой операционной системы Windows 7 и уже действующее предложение по льготному переходу на новую ОС для корпоративных клиентов также сыграют свою роль.
– Какие факторы будут определяющими на российском IТ-рынке в 3 квартале 2009 года?
– Основным фактором остается экономическая ситуация. С другой стороны, требование со стороны государства о переходе на легальные решения заставляет компании, несмотря на сложности, переходить на лицензионное ПО. Играет роль выход новых версий продуктов, в частности Windows 7.
Что касается домашних пользователей, то они выбирают продукты более бюджетные, средняя сумма чека снижается. Эта тенденция будет сохраняться. Вместе с этим все большее число пользователей предпочитают лицензионные программы пиратским. Это обусловлено удобством покупки, наличием дополнительных сервисов со стороны производителей и тем, что найти пиратские копии становится сложнее. Пользователи постепенно приучаются платить за ПО, что дает дополнительный рост продаж.