
Портальное решение должно быть у каждой организации, желающей повысить свои конкурентные преимущества на рынке
Руководитель центра решений Softline в Екатеринбурге Максим Бадьяров выступил в качестве эксперта для казанской электронной газеты «БИЗНЕС Online».
Информационные технологии не стоят на месте и волнуют специалистов любой компании. Электронное издание «Бизнес Online» совместно с компанией Softline решили рассказать своим читателям о корпоративных порталах.
Softline: «Портальное решение должно быть у каждой организации, желающей повысить свои конкурентные преимущества на рынке»!
Снижение расходов на организацию работы предприятий и их отдельных подразделений, значительная экономия времени сотрудниками при выполнении своей работы, оптимизация затрат на выполнение рутинных операций, информирование всех сотрудников предприятия внутренней информацией, контроль выполнения работ сотрудников, простота бизнес-аналитики и не только… Все эти задачи решают портальные решения, спрос на которые в России с каждым днем становится все выше.
Система, а не разрозненные данные
– Максим, «портальное решение» – это звучит несколько непонятно для широкого потребителя…– Портальное решение – это тот же сайт организации, но только внутренний – внутреннее информационное пространство. По сути, это инструмент, который позволяет группе людей более эффективно организовать совместную работу.
Элементарный пример. В одной компании несколько человек работают над одним проектом, регулярно пересылают друг другу документы для многократной корректировки. При этом велика вероятность не только путаницы с версиями документов, но и их потеря – это подтвердят в любой более-менее крупной организации. К тому же на такой обмен информацией тратится очень много времени, сложно отследить состояние документа. А в портальном решении все централизованно, версии документов сохраняются и систематизируются легко доступным для понимания способом, назначаются бизнес-процессы и строго в соответствии с ними документы проходят по необходимым сотрудникам. Ответственный за согласование всегда знает статус документа и причину при его не согласовании (либо при очень долгом согласовании) – «трясти» по этому поводу никого не надо, а наоборот, можно принять решение модернизации процесса, ввиду задержек (если таковые имеются) на любом из шагов процесса согласования.
То есть налицо – экономия времени и оптимизация расходов на внутреннее взаимодействие сотрудников в рамках всего предприятия либо его отдельного подразделения (либо даже отдела). Итог – повышение эффективности работы как отдельных сотрудников и подразделений, так и компании в целом. И вообще – приятно работать в технологичной фирме.
– Хорошо, это повышение качества работы среднего звена. А как портальное решение сказывается на деятельности руководства компании?
– Любой руководитель в любой момент может зайти в систему отчетности портала и узнать все, скажем, о своем отделе – какая текущая работа ведется, на какой стадии выполнения задания находится каждый сотрудник и так далее.
Это удобный инструмент для бизнес-аналитики. Менеджменту, чтобы принимать решения, нужно иметь показатели о работе предприятия, например, финансовые. Сегодня есть несколько IT-решений, предоставляющих такие данные (1С, CRM и др.). Но поскольку это разные системы, информация хаотична. Специалисты Центра решений компании Softline могут связать их в единую систему бизнес-анализа. В итоге, руководитель заходит на портал, где у него есть личная страница по управлению организацией. На ней он сразу видит, насколько выполняется, допустим, план по продажам, каковы расходы, доходы, – все, что нужно для построения эффективного бизнеса. Причем данные предоставляются в предельно рациональном графическом виде, ориентироваться очень удобно.
Словом, теперь руководитель принимает решение на основе более качественных данных и более оперативно.
Средство против саботажа
– Как долго разрабатывается и устанавливается портальное решение для отдельной компании?– Это может занять и месяц, и полгода. Зависит от того, что хочет клиент.
Самый простой вариант – «коробочный». Это готовый портал DeskWork, на котором происходит обслуживание основных процессов, протекающих в любой организации, вроде согласования документов, заявок, размещения новостей и так далее. В случае «коробочного» варианта основная наша функция – установка. Но надо понимать, что кому-то коробочный вариант подходит на все сто, кому-то – частично, а кому-то не подходит совсем. Поэтому появляется второй вариант решения – свой, уникальный портал. В таком случае у заказчика должно быть готово техническое задание. Если такового нет, наши специалисты возьмутся за его подготовку, ведь по опыту работы мы знаем желания клиентов и как их облечь в портальное решение. Словом, в девяноста процентах случаев портальное решение уникально.
– Кто занимается графическим дизайном портального решения?
– Если это принципиально, то можно сделать и графический дизайн. Но обычно заказчики не утруждают себя этими вопросами, т.к. это внутренний ресурс. И важна не столько красота интерфейса, сколько функциональность продукта. К тому же первозданное решение Microsoft SharePoint Server 2010 выглядит достаточно солидно. Но, если необходимо, можно добавить желаемые элементы дизайна.
– Предусматривается ли возможность модернизации портального решения в ходе эксплуатации?
– Конечно. Как правило, оно постоянно улучшается, тем более, что программный продукт, на базе которого реализуется решение очень легко модернизируется, зачастую можно реализовать все необходимые задачи без программирования.
– По вашему опыту, насколько быстро персонал предприятия обучается пользоваться портальным решением?
– Последние продукты Microsoft отличаются предельной логичностью – все понятно при минимуме стартовых объяснений. То есть процесс обучения не занимает большого количества времени. Но многое зависит от компьютерной грамотности сотрудников. Ведь установка портального решения не означает, что оно сразу же начнет приносить пользу. Эффект будет, только если грамотно его настроить, включая обучение персонала фирмы-клиента. Это весьма критичный фактор, при невнимании к которому возможен элементарный саботаж – не намеренный, а идущий от компьютерной неосведомленности сотрудников.
Шифровка – по желанию клиента
– Портальное решение для большой организации делать сложнее, чем для небольшой фирмы?– Разницы, как правило, нет. Все зависит от потребностей и финансовых возможностей. Бывает, у маленькой организации желания – как у солидной корпорации. И наоборот. То есть величина – не показатель, роль играет миллион факторов.– Портальные решения госучреждений и коммерческих организаций отличаются друг от друга?
– Портальное решение – это система организации работы, инструмент визуализации. Это делают все. У всех есть что автоматизировать. И принципиальных различий тут нет.
– Какое значение в портальном решении уделяется вопросам информационной безопасности?
– Система защиты очень гибкая. Права на пользование всей информацией, ее частью или отдельными документами можно дать как одному человеку, так и нескольким или всем сотрудникам. Хотите перейти на систему электронных подписей? Пожалуйста. Предусмотрен и вариант шифровки документов, так что даже похищение жесткого диска не даст злоумышленникам доступа к информации. Продукт, на базе которого Центр Решений реализует портальные решения – SharePoint Server 2007 – сертифицирован сертификатом ФСТЭК, редакция программы планируется к получению сертификата.
– Насколько широко практикуются портальные решения в России и за границей?
– От зарубежья мы отстаем на несколько лет. В компании Softline по России лидер по внедрению портальных решений – регион Москва. Казань – в первых рядах. Так что, в какой-то степени мы чувствуем себя ответственными за построение IT-отрасли в нашей стране.
– Сколько стоит разработка портального решения?
– Цена – сложный показатель. Но за счет оптимизации работы нашего клиента внедрение портального решения окупается очень быстро, как правило, этот период составляет около одного года.
– Можно ли сказать, что сегодня в России заметен устойчивый спрос на внедрение портальных решений?
– Спрос растет, причем, неплохими темпами. В идеале – портальные решения должны быть у всех организаций, стремящихся оптимизировать свои расходы и выйти на новый уровень конкуренции по рынку между себе подобным, но пока не все это понимают; специалисты Центра Решений предпринимают все действия для информирования клиентов о преимуществах данного решения.