Цифровая трансформация – не только для крупного бизнеса
Распространено мнение, что искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация, аналитика больших данных – только для крупных предприятий, которые могут извлечь из цифровых преобразований реальную пользу. У нас есть хорошая новость: для малого и среднего бизнеса все это тоже актуально! Цифровые платформы стали доступны и достаточно просты для использования в организациях всех размеров и типов.
Владельцы малого и среднего бизнеса в самых разных отраслях могут изменить свой бизнес к лучшему, используя цифровые технологии, – стоит только захотеть.
Сконцентрируйтесь на главном
Определимся с целью цифровых изменений в вашей компании. Чтобы наметить план действий, с которым вы сможете работать, ответьте на два вопроса:
- Где именно ваша компания генерирует наибольшую часть прибыли? Это могут быть ключевые направления, основные клиенты, важнейшие продукты.
- В чем вы видите самые слабые места вашего бизнеса? Где тратятся чрезмерные усилия, где происходит потеря клиентов, какие потенциально важные сегменты вы не охватываете?
Ответы на эти вопросы помогут вам определиться с точками приложения сил. Для небольшого бизнеса это особенно важно, поскольку нерациональная трата ресурсов для него будет намного более болезненной.
Скорее всего, при первом подходе к трансформации у вас не получится идеального, окончательного плана, но вы увидите направление движения, которое поможет скорректировать курс в случае необходимости.
Собирайте данные
Начните сбор данных, чтобы впоследствии управлять ими и анализировать.
Даже если вы не знаете, что делать с данными сегодня, собирайте всю информацию, касающуюся вашего бизнеса. Подумайте, какие метрики вы используете для оценки успешности и какие данные влияют на эти метрики. Как можно измерить воздействие тех или иных бизнес-инициатив? Какие типы взаимодействия с клиентами и факторы их поведения важны для вашей организации?
Обратите внимание и на связанные данные. Например, если у вас есть файлы, которые содержат параметры различных сделок, т.е. даты, продукты, суммы, соберите дополнительные сведения, например, инициаторов сделок, продолжительность процессов, количество циклов утверждения и многое другое.
Учитывайте все точки зрения
Цифровая трансформация – это не столько внедрение информационных технологий, сколько управленческие и процессуальные изменения. Планируя их и анализируя новые возможности, поощряйте других людей делиться откровенным взглядом на рабочие процессы, постановку целей в бизнесе, систему оценки результата и многое другое. Ваш бизнес – это прежде всего ваши сотрудники, а ценность, которую может составить для вас их мнение, в небольших компаниях может быть особенно велика. Конечно же, при проработке стратегии изменений следует отделять критически важные точки зрения от менее важных. Всегда давайте обратную связь и поощряйте коллег, внесших наиболее интересные предложения.
В малом и среднем бизнесе гораздо проще, чем на большом предприятии, создать среду, в которой люди чувствуют себя готовыми внести открытый и честный вклад.
Сделайте данные доступными для всей организации
Разобщенные данные и невозможность централизованного доступа к ним различных команд и отделов может стать большим препятствием для успешного цифрового преобразования. Работа вслепую, без понимания, что делает остальная часть организации и как работает все вместе, абсолютно не подходит для цифровой компании.
Более того, ваши коллеги должны не только иметь доступ к цифровым данным и процессам, но и хорошо понимать, как с ними работать и зачем это надо. Вы потратите много времени и усилий, чтобы объяснить, почему вы инвестируете в цифровые системы, но это поможет вдохновить вашу команду, создать энтузиазм и завоевать доверие.
Поведение людей необходимо изменить, а это не происходит автоматически. Поэтому привлекайте сотрудников к принятию решений и обучайте тому, как оцифровка повлияет на них.
Развивайте и вдохновляйте
По мере трансформации у вас будут появляться новые инструменты и технологии, поэтому развитие себя и других является ключевым, а для малого предприятия – решающим фактором. Как вы будете улучшать собственные навыки и способности? Каким образом будете «прокачивать» команду? Это важная часть стратегии перемен, и ее стоит продумать еще на этапе планирования.
Доверие является неотъемлемой частью лидерства, а способность вдохновлять других чрезвычайно ценна. Во время перемен лидеры, которым доверяют люди, способны добиться впечатляющих успехов. В небольших компаниях фактор доверия может стать решающим. Чтобы построить взаимопонимание, общайтесь открыто и честно со своей командой и выполняйте свои обязательства.