Цифровые ценники в ритейле
Система электронных ценников (Electronics Shelf Label) – логичное развитие концепции «цифровых витрин» (Digital Signage). Обе предусматривают установку в торговых залах специализированных ЖК-панелей. Витрины - это большие экраны, на которых показывают рекламу, меню ресторана, акции и т. д. Ценники – это более компактные дисплеи для отображения цены, иногда, но не всегда наименования товара и дополнительной информации.
«Сегодня из-за инфляции и нестабильного курса рубля цены могут меняться несколько раз за месяц. Цифровые ценники дают ритейлерам возможность оперативно регулировать цены на определенный товар в зависимости от сезона, уценки, распродаж и т.д. Такая гибкость дает им возможность максимально оперативно реагировать на любую ситуацию или поведение рынка, будь то изменившееся экономическое положение, внезапный демпинг или маркетинговый ход от конкурента», - рассказывает Анатолий Титов, глава агентства ситуативного маркетинга FRAGMENTUM. Торговые акции, сезонные скидки и специальные предложения позволяют привлекать дополнительных покупателей в магазин, увеличить продажи и среднюю сумму чека. Но каждая переоценка несет накладные расходы: оплата дополнительных часов персоналу, затраты на самоклеящуюся бумагу, чернила для принтера и так далее. Прежде всего, такие издержки ложатся на крупных ритейлеров, имеющие в ассортименте десятки тысяч наименований и регулярно проводящие маркетинговые акции.
Заменить ценники вручную занимает время, что несет некоторые риски. Например, распродажа закончена, а ценники остались старые. А это скандалы у касс, упущенная прибыль, потеря лояльных покупателей. Следует помнить, что несоответствие реальной цены и указанной на ценнике – серьезное нарушение правил торговли, то есть штрафы, репутационные и даже судебные риски.
Осознав потребность в более гибком регулировании цены, многие ритейлеры перешли на электронные ценники. На западе это уже довольно массовое явление, а в России ESL внедряют или тестируют многие крупные ритейлеры – «Техносила», Metro C&C, «Магнит», Media Markt и др. Последние юридические проблемы, которые могли быть связаны с их применением на территории Российской Федерации, исчезли с выходом постановления Правительства № 1406 от 23 декабря 2015.
Переход на электронные ценники – это единовременные затраты на приобретение дисплеев, их установку и интеграцию в информационную систему. Зато техническая поддержка электронных ценников не требует высоких затрат.
Современные дисплеи обладают хорошим разрешением и контрастностью, большим углом обзора и низким отражением при любом освещении. Подобные системы оснащают беспроводными датчиками NFC и Bluetooth, что открывает новые возможности взаимодействия с клиентами, например, через мобильное приложение можно передавать в смартфон ссылки на обзоры товара или промо-коды.
Такое взаимодействие с клиентом создает для покупателей новый опыт шопинга, а вы можете выстраивать «умную» и гибкую коммуникацию с ними. Например, до принятия решения о покупке, ваши покупатели сравнивают цены в интернете с ценой на прилавке, для противостояния этому тренды, вы можете корректировать свои цены чаще и быстрее конкурентов.
Замена ценников на электронные, как показывает практика, составит несколько десятков тысяч евро на крупный торговый зал. Сроки окупаемости такой системы в среднем составляют около двух лет. Провести детальную технико-экономическую проработку перед внедрением системы помогут специалисты крупного интегратора.
Внедрение электронных ценников, помимо экономии, также обеспечит быстроту изменений и гибкость традиционных инструментов ценнобразования в ритейле. Например, если начался дождь – можно быстро, в течение нескольких секунд, изменить цену на зонтики, осадки закончились – цену также легко вернуть в исходное положение. Существует множество подобных «ситуативных» кейсов, которые отработаны в мировой практике вендинговых автоматов и других систем, а теперь становятся широко доступны и в традиционном ритейле.