
Влияние кризиса на рынок IT-услуг в России
В 2014 году объем российского рынка IT-услуг и IT-аутсорсинга не изменился по отношению к 2013 году. Спрос на услуги сохранялся среди промышленных предприятий, ритейла и госсектора, тогда как сырьевые компании сократили свои IT-бюджеты в связи с падением цен на нефть.
По данным аналитического центра TAdviser Report, объем российского рынка IT-услуг, включая услуги IT-аутсорсинга, по итогам 2014 года составил 286 млрд рублей. По сравнению с 2013 годом этот показатель не изменился. IT-услуги в методологии TAdviser Report включают внедренческий консалтинг, системную интеграцию, установку и поддержку оборудования и ПО (IT-аутсорсинг).
Ранкинг российских компаний, предоставляющих IT-услуги, по итогам 2014 года возглавил «Техносерв». В топ-5 также вошли: «Ланит», «Энвижн», «Крок» и Maykor.
Наибольшая динамика прослеживается у компании Softline – 136%.
До кризиса ряд крупных иностранных компаний, имеющих в России собственные представительства, традиционно придерживался следующей схемы работы: они заключали централизованный контракт с крупным иностранным интегратором, который осуществлял поддержку оборудования или системы разработчика. Действие контракта распространялось по всему миру, в том числе на Россию. После резкого скачка курса американского доллара платежи в этой валюте стали непомерно высокими для многих в России. Несмотря на девальвацию евро по отношению к доллару, платежи российских клиентов в европейской валюте также стали заметно дороже.
В новых условиях российскому офису западного вендора пришлось искать альтернативный вариант в лице местного интегратора, имеющего достаточные компетенции для замены западного.
Изменилась ситуация и с российской стороны. Например, российские банки, телеком-операторы, крупные промышленные предприятия до кризиса предпочитали работать по прямым контрактам с западными вендорами, получая техническую поддержку и услуги. Еще совсем недавно западные производители выступали на местном рынке как прямые конкуренты для российских интеграторов. Сейчас крупный бизнес развернулся в сторону российских интеграторов и предлагает им масштабные задачи, стремясь получить необходимые услуги в прежнем объеме, но и при прежнем уровне финансирования проектов.
Запросы к поставщикам IT-услуг сейчас затрагивают не только ожидаемые клиентом IT-инфраструктуру и технический уровень услуги, они в большей степени ориентированы на бизнес-эффект. «Об этом говорили давно, но еще год назад эта тенденция не была настолько явной. Теперь же можно говорить о смещении акцентов в сфере техподдержки и IT-аутсорсинга как о свершившемся факте», – уверен Владимир Турлачев, руководитель направления IT-аутсорсинга и технической поддержки Softline.
Наибольший спрос на IT-услуги и IT-аутсорсинг в 2014 году наблюдался со стороны промышленных предприятий. Это объясняется желанием компаний нарастить выпуск отечественной продукции в эпоху санкций, и, собственно, мощности самих предприятий. Госсектор в 2014 году также усиливал свои позиции как главного драйвера IT-услуг.
Однако использование IT-услуг зависит в первую очередь не от специфики деятельности организации, а от ее экономического положения. Например, заказчики, которых кризис обошел стороной, наращивали потребление IT-услуг, зачастую меняя требования к KPI и ставя новые задачи. В то же время, предприятия топливно-энергетического комплекса из-за падения цен на нефть заморозили инвестиционные бюджеты, в рамках которых реализовывались IT-проекты.
В 2014 году предприятия активно использовали сервисную модель при интеграционных процессах, в разработке мобильных приложений, техническом аудите, расширенной технической поддержке и т. д. TAdviser Report констатирует, что «проактивная» модель оказания услуг выходит на первый план, в то время как реагирование по факту поломки перестает устраивать заказчиков.
В 2015 году предприятия хотят получить качественные IT-услуги за меньшие деньги, чем это было, например, в 2013-2014 гг. Обостряющаяся конкуренция на рынке предоставления IT-услуг, вероятнее всего, приведет к значительному улучшению качества при незначительном снижении стоимости.