
Драйверы роста. Что поможет российскому IT-рынку выйти из кризиса
Продажи практически всех традиционных для IT-рынка товарных линеек падают. По мнению большинства экспертов, в основе сложившейся ситуации лежат экономические причины, усугубляемые политической нестабильностью. С другой стороны, именно сейчас происходит очередной революционный технологический рывок. На профильных выставках компании-производители показывают не только многообещающие разработки, но и готовые продукты и решения, массовое появление которых способно возродить и поднять IT-рынок на новый качественный уровень.
Однако участники российского IT-рынка довольно скептически относятся к тому, что в ближайшем будущем какие-либо из передовых продуктов, решений, технологий смогут стать теми драйверами роста, которые помогут выйти из кризиса. И связывают возрождение с совершенно другими факторами.
Эксперты сходятся в том, что в России нет кризиса IT-рынка, а есть его падение на фоне системного экономического кризиса. Один из игроков рынка считает, что на данном этапе мы наблюдаем более массовое внедрение разработок последних лет. Новые продукты и технологии могут внести свою лепту в восстановление рынка. Пока такие известные технологии, как 3D-печать, «очки дополненной реальности», изогнутый дисплей, – не слишком востребованы просто потому, что их стоимость очень высока для массового покупателя и не позволяет им стать драйвером развития рынка электроники. Как только компании найдут способы удешевить производство изделий с поддержкой этих технологий и к ним будет готов рынок, сегмент электроники получит импульс к дальнейшему развитию.
Компании, работающие на корпоративном рынке, в число продуктов, решений и технологий, на которые можно опереться, включают как новые, так и появившиеся уже давно, но по разным причинам не получившие широкого распространения.
Одним из возможных драйверов рынка называют развитие IBM Watson и эры когнитивных вычислений, выход решений на качественно новый уровень при помощи интеграции аналитических продуктов с системой IBM Watson. Другими точками роста могут стать дальнейшее развитие направления IoT и его проникновение в бизнес-индустрию, что повлечет создание множества IT-решений на базе IoT, а также дальнейший рост числа решений в области аналитики, облаков, мобильности, социального взаимодействия и безопасности и развитие таких направлений, как Flash, СХД, Software-Defined Storage.
Один из экспертов считает, что на рынке AV стоит обратить внимание на профессиональные дисплеи и светодиодные решения, а также, возможно, на инсталляционные проекторы.
Директор федерального центра продаж компании Softline Александр Фирсов уверен: главными драйверами станут облачные продукты, сервисы, услуги. «Для определенного сегмента компаний больше нет необходимости закупать мощное серверное и сетевое оборудование, дорогостоящее программное обеспечение, не нужен и большой штат персонала для его администрирования. Это та часть расходов, на которой можно и нужно экономить, урезать свои IT-бюджеты. Теперь можно осуществить перенос серверов в облака, т. е. разместить и обрабатывать данные вместо физических машин у себя в компании – на выделенных виртуальных серверах в дата-центрах компаний – провайдеров облачных услуг. В результате клиенты получают привычный для них функционал всех офисных продуктов, корпоративной почты, бухгалтерских программ без больших затрат», – говорит Фирсов.
Что же компании ожидают от 2016 г.? Могут ли уже в следующем году появиться продукты, которые станут драйверами роста российского IT-рынка?
По мнению большинства экспертов, на потребительском рынке вряд ли произойдут какие-то кардинальные изменения. А вот рынок корпоративный ждет отдачи от новых технологий и решений уже в ближайшем будущем.
Александр Фирсов полагает, что тема импортозамещения выглядит многообещающей. «Есть предприятия, где не должно использоваться вычислительное оборудование и ПО американских производителей, – напоминает Фирсов. – Нельзя, чтобы получилось так – мы откажемся от „железа“ и ПО иностранного производства, а эффективной замены у нас еще не будет создано. Положительная динамика уже заметна, но работы в этом направлении предстоит еще много».
Возможно, стимулировать развитие смогут не только новые продукты, технологии и решения, но и «старые», продажи которых сегодня падают. Смогут ли какие-то из них «возродиться», обрести «второе дыхание»? У представителей IT-компаний единого мнения нет.
«Почему практически все традиционные для IT-рынка товарные линейки демонстрируют падение, даже смартфоны и планшеты? – размышляет Александр Фирсов. – Отчасти дело в них самих. Что было до сегодняшнего дня? Есть производительные планшеты Applе, но при этом малопригодные для корпоративного сегмента и повседневных офисных задач. Есть планшеты под Microsoft Windows, но им по удобству, скорости, времени автономной работы далеко до производительных настольных систем и ноутбуков. В каком направлении будет двигаться этот сегмент дальше? Компания Apple выпускает планшет с расчетом на профессиональное использование iPad Pro, а Microsoft предлагает редакцию своего самого популярного продукта Офис 365 под конкурирующую платформу Apple iOS. Таким образом, мировые лидеры IT-индустрии показывают, что стандартные модели развития больше не работают и нужно искать новые пути, даже вместе со своими конкурентами. А станут ли подобные продукты драйверами роста – покажет время».
Александр Фирсов уверен, что можно ожидать возрождения типовых x86-серверов серии System x, BladeCenter и Flex System IBM под новым брендом – Lenovo. «Все следили за сделкой по продаже IBM подразделения, выпускающего эти серверы, – напоминает Фирсов. – У компании Lenovo уже сильные позиции на рынке рабочих станций и ноутбуков в корпоративном сегменте, а сейчас все это будет подкреплено и со стороны серверного оборудования. Тем более что спрос на IBM x86-серверы, на blade-машины был всегда устойчивым».