
Антон Белоусов, аналитик фонда Softline Venture Pfrtners, комментирует создание нового проекта Penxy
Не каждому предпринимателю удается вовремя заметить, что его проект перестает быть жизнеспособным и удовлетворять требованиям рынка. Опыт компании Colorpen, которая после пяти лет работы была закрыта, а на ее развалинах построен новый проект Penxy, доказывает: если вовремя распознать точку невозврата, у команды есть шанс на вторую жизнь и даже на новых инвесторов.
Сооснователь проектов Colorpen и Penxy Владимир Платов приехал из Харькова в Москву в 2003 году и поступил в МФТИ. В университете у него обнаружились способности к управлению: он мог собирать людей на мероприятия и «выбивать» у ректората финансирование. Способности полезные, и вокруг него постепенно стала собираться компания единомышленников, которые организовывали все — от дискотеки до выпуска газет. Но рамки МФТИ оказались для Владимира тесноваты, и он решил применить свои знания в бизнесе.
Выбрать направление ему помогло знакомство с Павлом Алейниковым — будущим сооснователем компании Colorpen и тоже студентом МФТИ. Закончив университет, Павел остался преподавать в вузе, параллельно подрабатывая репетитором по физике и математике. Как-то в разговоре (году в 2007-м) выяснилось, что он в столице зарабатывал около 1000 рублей за занятие, а его отец, преподаватель высочайшего класса, живущий в Таганроге,— всего 300 рублей. И Павел подкинул идею: а что, если дать возможность московским ученикам брать уроки у преподавателей из глубинки?
«Мы решили организовать занятия по Skype (на тот момент это была единственная возможная видеосвязь), попробовали сделать пару занятий — и поняли, что Skype не подходит, потому что он не давал общего пространства для взаимодействия учителя и ученика — не было «общей тетради», в которой ученик и учитель могли бы вместе писать», — рассказывает Владимир. Так появился Colorpen. С проектом мучились долго, люди приходили, уходили. Постепенно сформировался костяк команды: Алексей Петров, Павел Алейников, Дмитрий Зубанов и сам Владимир Платов.
Это была система, которая позволяла учителю и ученику заниматься удаленно, но один на один. Люди одновременно писали на экране от руки с помощью дигитайзера: ученик решал задачу, учитель его поправлял, писал другие задачи, которые нужно решать. Фактически это было то же самое, как если бы они сидели рядом и между ними лежал лист бумаги. Но выяснилось, что люди не знают, что онлайн-репетиторы существуют, и не ищут их в Интернете. Проект на несколько лет опередил моду на онлайн-образование в России.
Основатели решили сменить стратегию и предлагать услуги преподавателям, школам и университетам. Они переделали систему в многопользовательскую, ведь преподаватель работает с классом. Проект стал участвовать в разных стартап-конкурсах, его поддержал Microsoft грантом в $70 000, и это была первая серьезная победа. Два года назад, в 2010-м, проект приняли в «Сколково». «Мы подали заявку, рассказали, что делаем, нам присвоили статус резидента, дали грант 1,4 млн рублей на исследование рынка», — рассказывает Владимир Платов.
В феврале 2012 года появился Penxy. Инвесторов у проекта не было, грантодатели не возражали, чтобы основатели нового проекта использовали «старые» деньги. При этом решения совсем закрыть Colorpen не было, а официальное объявление об этом появилось и вовсе лишь осенью 2013 года. Penxy — приложение для iOs для записи публичных презентаций в формате «слайды плюс голос».
«Мы придумали удобное приложение для организаторов конференций — быстрая запись презентаций и выступлений. Сейчас это дорогостоящая услуга, для которой нужно огромное количество персонала — звукорежиссеры, видеорежиссеры, операторы... В нашем случае запись автоматически появляется через минуту после окончания выступления просто за счет того, что докладчик держит в руках iPhone и использует его для переключения слайдов вместо пульта», — объясняет Владимир Платов.
В данный момент задача проекта, по словам Владимира Платова, — создать место, где каждый сможет найти интересный контент, записи выступлений экспертов, которых нет ни в одном другом формате, то есть сделать своего рода YouTube, но не с видео, а с презентациями. Основатель Penxy подчеркивает, что организаторы конференций постоянно просят что-то добавить в продукт, но при этом уже готовы пользоваться им в имеющемся виде. Поэтому сейчас для проекта монетизация находится на втором плане — сейчас важнее набрать аудиторию.
В настоящее время Penxy готовится поднимать следующий раунд — ищет инвесторов. Потратить деньги планируется на дальнейшее продвижение, масштабирование и небольшую доработку проекта.
Антон Белоусов, аналитик фонда Softline Venture Pfrtners, так комментирует создание нового проекта Penxy: «Мне не очевидны проблемы, о которых сейчас говорят создатели. При живом выступлении очень важно видеть самого спикера, а realtime-трансляция нужна на больших событиях, на которых она обычно в любом случае организуется. Просмотр презентации с закадровым голосом не подходит для длинных выступлений. А короткие проще записать отдельно: качество будет гораздо выше.
С другой стороны, публично выступать умеет лишь небольшая часть спикеров, и они будут готовы платить за то, чтобы записать свое выступление «для себя» — чтобы позже прослушать и понять, над чем работать. Поэтому даже если текущие задачи окажутся не очень значимыми, у проекта остаются хорошие шансы найти инструменты для решения более серьезных проблем в выбранной области. Главное — плотно работать со своими клиентами.
Если говорить о технической новизне, то особой инновационности здесь нет: Penxy использует существующие технологии. Но продуктовая новизна есть — на рынке аналогичные продукты не распространены. В любом случае на международном рынке проект может быть востребован не меньше, чем на локальном, — там гораздо сильнее развита культура публичных выступлений, большее внимание уделяется их качеству, и даже частные пользователи готовы платить за повышение уровня своих ораторских навыков».