
Владимир Савченко, руководитель отдела продаж проекта Softline Cloud Services, рассказал о тенденциях и перспективах SaaS-услуг в России
Персональные компьютеры в будущем перестанут быть основными хранилищами пользовательских данных. На смену им в этом качестве придет Интернет, а именно, «облачные» интернет-сервисы (SaaS), разработкой которых уже несколько лет занимаются Apple, Google, Microsoft и другие крупные корпорации.
Суть «облачной» концепции заключается в том, что новые технологии позволят отказаться от записи больших массивов информации на свой компьютер. Пользователь сможет хранить данные в Интернете – компании будут предоставлять для них место на специальных удаленных серверах.
Примеры уже существующих и активно используемых «облачных» сервисов: web-интерфейс Gmail, социальные сети, онлайн-игры. Все они отказались от хранения основного массива данных на компьютере клиента. Вместо Microsoft Word многие сегодня используют Google Docs. Онлайн-редакторы HTML могут избавить от необходимости устанавливать стороннее ПО. Сервисы Pixlr и Lunapic дублируют многие функции Photoshop.
«Важнейшие задачи, которые решает SaaS – это повышение надежности, доступности и масштабируемости IT-инфраструктуры компании. SaaS-модель дает возможность пользоваться сервисом в любое время и из любой точки мира при активном интернет-соединении. Именно на доступность необходимо в первую очередь обращать внимание при выборе поставщика услуг. Более того, при использовании SaaS деньги не выводятся из оборота, а значит, приносят дополнительную прибыль, – считает руководитель отдела продаж проекта Softline Cloud Services Владимир Савченко.
Кроме того, переход на SaaS-модель позволяет снизить затраты на программное обеспечение. «Если посчитать TCO (Total Cost of Ownership – совокупная стоимость владения) для классической схемы и для SaaS, то станет ясно, что реальная экономия за 3 года составит до 20 – 60% в зависимости от особенностей бизнеса», — говорит Владимир Савченко.
Что может помешать развитию перспективной концепции? Во-первых, проблема доверия. У каждого найдутся данные, которые он предпочтет держать при себе, а не на серверах Microsoft, Google и Apple. «Многие опасаются, что SaaS-партнер не выполнит взятые на себя обязательства, качество сервиса окажется значительно ниже заявленного, или компания не сможет пользоваться услугами по вине поставщика. Начиная мигрировать в «облако», необходимо выбрать поставщика с действительно положительной репутацией на рынке», – комментирует Владимир Савченко.
Во-вторых, существует проблема безопасности. Еще одним препятствием многие называют состояние мобильного Интернета. Смартфоны и другие портативные устройства с выходом в cеть – важнейшая составляющая «облачных» систем. Они гарантируют доступ к данным в любой момент вне зависимости от того, есть ли рядом компьютер. «К сожалению, это развитие ограничено территориально. Самое большое препятствие – это, скорее, не скорость беспроводного Интернета в регионах, а его стоимость, которая все еще слишком ощутима для бизнеса, чтобы повсеместно мигрировать в «облака» с использованием этого способа доступа», – полагает Владимир Савченко.
И все-таки проблемы, связанные с развитием SaaS, представляются преодолимыми. Владимир Савченко называет заблуждением мысль о том, что модель SaaS в целом не подходит российскому бизнесу ввиду сложности оформления взаимоотношений с поставщиком услуг, общей неразвитости интернет-инфраструктуры и косности мышления бизнесменов. «Уже сейчас нет никаких технических ограничений для использования SaaS в городах-миллионниках. В ближайшее время появится достаточное количество эффективных коммерческих приложений, работающих из «облака», что позволит перевести в «облака» не только корпоративную почту, но более критические процессы организации. Обычные пользователи уже давно используют SaaS: почта, браузерные игры, содержимое в социальных сетях. Повзрослеет и сам SaaS-рынок – определятся основные поставщики, будут выработаны юридические и технические нормативы оказания услуг, что поднимет качество решений на более высокий уровень», – предсказывает он.