Облачные услуги и SaaS: более эффективные способы ведения бизнеса
По результатам исследования, проведенного в феврале 2010 года глобальным консалтинговым подразделением Cisco IBSG, лишь 20% малых предприятий знают, что такое «облачные услуги», хотя 75% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в той или иной мере используют хостинг и подписку на услуги, чтобы расширить свои деловые возможности.
Облачные услуги, особенно SaaS (Software as a Service – программное обеспечение как услуга), – один из способов доставки технологий и приложений через Интернет. Неудивительно, что малые и средние предприятия охотнее многих других внедряют SaaS: приобретение программного обеспечения у внешних поставщиков через хостинг, или по подписке, освобождает их от технических забот, позволяя сосредоточиться на основном бизнесе. Предприятия МСБ используют SaaS для расширения отношений с заказчиками и повышения производительности труда, не прибегая к коренной перестройке информационно-технологической инфраструктуры.
«До приобретения услуг заказчики могут протестировать их в пилотном режиме, а затем подписаться на эти услуги в зависимости от количества рабочих мест или сотрудников. Такой подход избавляет заказчиков от крупных капитальных затрат», – говорит вице-президент компании Cisco Сьюзан Аоки (Susan Aoki), возглавляющая отдел технологий для малого бизнеса. По ее мнению, SaaS дает малым предприятиям возможность не брать в штат дорогостоящих IТ-специалистов, четко управлять обновлением программных средств, всегда пользоваться новейшими версиями приложений и внедрять новые функции по мере того, как бизнес будет готов к их эффективному использованию. «При этом заказчики могут добавлять или сокращать число пользователей, – замечает Аоки. – В любом случае, поставщик услуг SaaS позаботится о том, чтобы приложение работало».
Приложения, доставляемые по методу SaaS, могут существенно изменить базовые деловые операции. Примерами служат web-системы для совместной работы, такие как Cisco WebEx или хостинг информационной безопасности с помощью решения ScanSafe.
Как выяснилось в ходе вышеупомянутого исследования Cisco, из всех приложений для информационной безопасности малые предприятия любого типа чаще всего используют антивирусные средства. На втором месте с небольшим отставанием – средства хранения и резервирования, на третьем – офисные приложения для настольных систем.
Врач Николь Шеффилд (Nicole Sheffield) из города Мемфис (штат Теннеси) использует интегрированное приложение Cisco SaaS, доставляемое партнером Cisco – компанией Allscripts, – для управления врачебной практикой и ведения электронных историй болезни. Для этого ей не приходится нанимать информационно-технологических специалистов, и она, как и прежде, ведет свою практику одна, используя приложение Cisco SaaS для записей в электронных историях болезни, планирования посещений больных и управления счетами.
«Приложение Cisco SaaS каждый день экономит мне как минимум час работы, и теперь мне не приходится заниматься бумажной работой допоздна», – замечает Николь. По сравнению с прежними, бумажными документами, ее записи стали более полными и удобочитаемыми, так как система автоматически подсказывает то, что врач может в спешке пропустить, а всплывающие меню позволяют избежать многократного ввода одной и той же информации. Теперь Николь Шеффилд может в безопасном режиме получать доступ к медицинской информации о пациентах и у себя дома, и в любом другом месте, тогда как прежде по соображениям безопасности о выносе бумажных документов за пределы лечебного учреждения не могло быть и речи. При этом электронная система оплаты позволяет ей получить деньги за выполненную работу на 2-4 недели раньше, чем прежде. Используя решение Digital Physicians Office (цифровой офис врача), сочетающего технологию унифицированных коммуникаций Cisco для голоса и данных с приложением Allscripts MyWay для электронных историй болезни, Николь Шеффилд получает все преимущества электронных медицинских записей и офисных приложений, не нанимая других сотрудников и не занимаясь тонкостями IТ-инфраструктуры.
Приложения SaaS, доставляемые через сетевое облако, не только дают предприятиям МСБ возможность заниматься основным бизнесом, но и предоставляют им большую гибкость. Это критически важный компонент общей стратегии роста, поскольку для адаптации к требованиям заказчика компаниям часто нужно наращивать – либо сокращать – объем используемых ресурсов. Кроме того, стремясь установить долгосрочные, прочные отношения с заказчиками, поставщики услуг SaaS часто предлагают малому бизнесу обучение, позволяющее применять программное обеспечение с максимальной эффективностью.
Открытость приложений SaaS позволяет легко сочетать их с другими элементами инфраструктуры малого бизнеса. Так, например, офисные приложения хорошо сочетаются с онлайновой платформой совместной работы, такой как Cisco WebEx. Это не только создает возможность для разработки новых методов использования одной и той же услуги, но и помогает малому бизнесу пользоваться всеми преимуществами SaaS, не переходя на совершенно новые платформы, поддерживающие необходимую функциональность. «Если вы вложили время и деньги в технологию «программное обеспечение как услуга», рано или поздно вам придется подключить ее к приложению, установленному в вашем офисе, – замечает президент и главный директор по стратегии аналитической компании Compass Intelligence Кнеко Бэрни (Kneko Burney). – Лучшие решения SaaS позволяют сделать это легко и просто. При этом вы не только получаете функциональность программного обеспечения мирового класса как услугу, но и можете строить вокруг этой услуги свои приложения».
В будущем малые и средние предприятия получат более широкий выбор пакетированного программного обеспечения в рамках модели SaaS. Можно предположить, что в мире будут распространяться услуги SaaS, предоставляемые через сетевое облако и сконцентрированные на коммуникациях, совместной работе и информационной безопасности, чтобы сократить сложность предложений в типичной среде малого предприятия.
Распространение технологии SaaS постепенно набирает силу. По данным исследования Cisco, в течение ближайших двух лет более 80% малых предприятий планируют подключиться, по крайней мере, к одной облачной услуге. При этом наиболее динамично развиваются облачные услуги, построенные на технологиях совместной работы, конференц-связи, SaaS и вычислениях по требованию. Представители малых предприятий могут путаться в определениях «облачных услуг», но модели типа SaaS будут оказывать большое влияние на среду малого бизнеса в течение многих лет, и в этом никаких сомнений нет.
Компания Softline представляет запущенный в коммерческую эксплуатацию проект Softcloud, построенный на полноценной «облачной» SaaS-платформе.