
Антон Салов считает, что лидерство Microsoft Office в будущем может пошатнуться
Антон Салов, руководитель отдела корпоративных интернет-решений компании Softline, рассказал о причинах лидерства офисного пакета Microsoft Office.
Вопрос популярности Microsoft Office всецело зависит от правильных действий менеджмента компании и качества самого продукта. В начале 90-х, когда на большинстве PC-совместимых компьютеров стоял DOS, и было много различных текстовых редакторов под эту операционную систему, могло казаться, что на рынке офисных систем царит хаос. Но уже тогда закладывались первые кирпичи в стену, которая впоследствии отгородила Microsoft Office от конкурентов. И рецепт был прост: через популяризацию ОС и тесную изначальную совместимость с ней своего офисного пакета компания Билла Гейтса легко отсекала с рынка менее поворотливых конкурентов, которые раздумывали над будущим семейства платформ Windows. Пока они думали над этим вопросом, Microsoft работала уже над качеством самого пакета, удобством работы с ним и популяризацией связки Microsoft Windows – Microsoft Office.
К моменту появления Windows 95 было уже окончательно ясно, что Windows пришел на компьютеры как частных, так и корпоративных пользователей всерьез и надолго. Единственной жизнеспособной и конкурентной альтернативой на корпоративном рынке можно было считать Lotus, но продукт IBM не популяризировался среди домашних пользователей ПК, что сразу поставило его в проигрышное положение. К началу XXI века Microsoft Office стал флагманом, на который все равнялись. И даже появление более экономичных или вообще бесплатных альтернатив не могло поколебать его позиции – рынок рос, а за ним росло и влияние флагмана индустрии. Однако эволюционный путь развития продукта, хоть и продолжает удерживать Microsoft в лидерах производства офисных пакетов, но не дает серьезных завоеваний по части новых рынков и аудиторий.
С наступлением экономической стагнации, когда сокращение издержек и повышение эффективности работы ставятся во главу угла, наметились тенденции, которые могут пошатнуть бесспорное лидерство Microsoft Office. Традиционный программный продукт перестает удовлетворять требованиям как домашних, так и корпоративных пользователей. Причиной всему – возросшая мобильность и появление принципиально новых и, зачастую, бесплатных решений, которые идут в ногу со временем и предлагают работу с документами из любой точки планеты вне зависимости от конкретного компьютера. Все больше людей предпочитает хранить документы не на локальном жестком диске, а в «облаке», к которому они могут подключиться даже с мобильного телефона. Google Apps, Zoho, Cisco и многие другие производители сервисов предлагают отказаться от Microsoft Office и наработанных годами возможностей сложного редактирования в пользу абсолютной мобильности. И многие пользователи, как частные, так и корпоративные, уже задумались над этим предложением. Чем все это обернется – покажет время.