
Внедрение компонентов «умного города» выгодно муниципалитетам
Директор по развитию бизнеса компании Softline в Сибирском федеральном округе Павел Баруткин – рассказывает об опыте внедрения «умных» решений в Новосибирске, перспективах коммерциализации АСУДД и новых проектах для транспортной инфраструктуры.
– Павел, каким для бизнеса сибирского офиса Softline стал 2018 год? Все ли удалось из задуманного?
– Минувший год оказался для нас успешным. Выручка компании в СФО выросла на 35% и составила 2,3 млрд рублей. Наибольший рост продаж произошел в сегменте малого и среднего бизнеса – на 56%. На 40% выросли продажи в крупном корпоративном сегменте. Выручка в госсекторе осталась на уровне 2017 года, однако весь 2018 год мы активно работали и готовили площадки для старта крупных проектов, и у нас большие планы в развитии этого направления на 2019 год. В целом мы росли в три раза быстрее рынка.
Если смотреть результаты в разрезе продуктов и услуг, то больше всего мы приросли в облачном бизнесе – больше, чем в два раза. Наши заказчики, в том числе компании с госучастием, все активнее интересуются облачными технологиями. На 74% выросли продажи услуг. Стабильно хорошо продается программное обеспечение (рост на 24%) и оборудование (+50%).
– Чем объясняется такой стремительный рост? Уникальностью предложения?
– Свою роль сыграли несколько составляющих. Прежде всего, это оптимизация бизнес-процессов внутри компании. Мы продолжаем активно вкладываться в обучение своих сотрудников, мы стали лучше понимать, какие сделки будут успешными, а от каких лучше отказаться уже на этапе обсуждения. Сегодня наша компания воспринимается рынком как стабильный, профессиональный и открытый игрок, которому можно доверить реализацию проектов самого разного масштаба.
– В августе прошлого года Softline по согласованию с мэрией Новосибирска запустила на одной из самых оживленных улиц города, Станционной, пилотный проект по внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Как оцениваете этот опыт?
– Пилот завершен, сейчас обсуждается вопрос масштабирования системы на весь город. АСУДД не просто оправдала ожидания, а заметно превзошла плановые показатели. Время поездки по маршруту сократилось на 18%, средняя скорость движения транспортного потока увеличилась на 19%, а количество остановок снизилось на 47% без расширения дорожного полотна. И добились мы этого не за счет зеленой волны на Станционной, создавая пробки на примыкающих улицах, а благодаря точной и гармоничной настройке АСУДД. Наша система выявляет узкие места, которые можно устранить без особых затрат. Например, сделать полосу для разгона, чтобы водители без затруднений преодолевали перекрестки.
– Каковы перспективы масштабирования этого проекта?
– Сейчас мы обсуждаем с мэрией Новосибирска возможность внедрения АСУДД на наиболее загруженных перекрестках по всему городу. Есть интерес к проекту и со стороны соседних муниципалитетов. Развитие транспортной инфраструктуры поддерживается на уровне федерального правительства: согласно паспорту национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», до ноября 2020 года АСУДД должны быть внедрены в 38 крупных городских агломерациях.
– Сколько времени потребуется на внедрение системы в Новосибирске? Насколько это дорогой проект?
– Параметры проекта еще обсуждаются, его стоимость возможно будет посчитать после определения зоны покрытия города системой управления дорожным движением и проведением обследования светофорных объектов, находящихся в этой зоне. Но могу сказать, что масштабирование АСУДД на весь город должно производиться поэтапно. По моим оценкам, в Новосибирске его реализация займет около трех лет. В идеале, внедрение систем управления дорожным движением должно сочетаться с оптимизацией маршрутов городского транспорта, повышением пропускной способности магистралей, анализом размещения парковочных пространств, дорожных разметок и знаков. Только комплексный подход способен эффективно решить проблему дорожных заторов.
– Такие проекты, как АСУДД, – это ГЧП или они могут быть коммерческими?
– АСУДД – это всегда проекты муниципальных властей. Чтобы такие проекты стали окупаемыми, должна быть очень высокая степень доверия между властью и бизнесом. Возможно, в будущем мы увидим работающие схемы монетизации систем управления дорожным движением.
– Какие «умные» решения требуют скорейшего внедрения в сибирских городах?
– Кроме АСУДД, это энергосервисные контракты, позволяющие за счет внедрения энергосберегающих технологий добиться существенной экономии при содержании жилых и общественных зданий, проекты управления городским транспортом и безналичной оплаты проезда. Их реализация способна реально улучшить жизнь горожан и сэкономить бюджетные средства.
– Над какими проектами по развитию транспортной инфраструктуры компания работает сегодня?
– В первом квартале 2019 года Softline планирует закончить несколько проектов по созданию систем фотовидеофиксации в российских городах, в том числе в СФО. Кроме того, в нескольких регионах проектируем АСУДД. Ведем переговоры по внедрению систем весогабаритного контроля. Помимо работы с госзаказчиками, в этом году мы планируем продолжать развитие облачных сервисов и технологий, связанных с безопасностью информации. Именно это сегодня наиболее востребовано рынком.