Интернет вещей в образовании
«Умное» образование – синергия электронного и дистанционного обучения и основополагающий элемент для развития цифрового общества.
Новый взгляд на обучение
Речь идет не только о технологиях, но и об особой философии образования: Smart education – это гибкое обучение в живой и постоянно меняющейся образовательной среде. Поскольку информация находится в свободном доступе, знания становятся максимально доступными. Интерактивный подход к образовательному процессу делает его более увлекательным и разнообразным. Кроме того, за счет перехода от пассивного контента к активному – онлайн – между учителем и студентами появляется двусторонняя связь. Преподаватель непрерывно получает фидбек от каждого ученика – даже если тот не высказывается напрямую.
Благодаря Интернету вещей такие пассивные элементы интерьера, как доска и парта, могут превратиться в интеллектуальных помощников. Различные предметы и приложения, составляющие образовательную среду, можно запрограммировать определенным образом в зависимости от задачи, например – приобрести некий физический навык, учить три иностранных языка параллельно, усвоить определенный материал и т.д. Ее можно запрограммировать так, чтобы она помогала концентрировать внимание на учебе, отключая все отвлекающие факторы или стимулируя к работе «бонусами» за то или иное небольшое (или глобальное!) достижение.
Концепция «умного» образования предполагает наличие базы общих стандартов, соглашений и технологий, с которой работают учебные заведения (как школы, так и вузы) по всему миру. Пока что ее не существует, но уже есть примеры объединения учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной деятельности в интернете. «Умная» система образования отчасти реализуется во многих странах: она позволяет студентам участвовать в разработке конкретных дисциплин и перемещаться из вуза в вуз без переэкзаменовки, а преподавателям – предлагать индивидуальные программы для учащихся.
Применяемые технологии
- Системы искусственного интеллекта в виде рекомендательных сервисов и систем поддержки принятия решений.
- Электронные браслеты для контроля посещаемости и получения индивидуальных заданий.
- Датчики на голову, следящие за мозговой активностью студентов.
- «Умные» парты с тачскрином для коллективной работы.
- Электронные доски.
- Виртуальные аудитории.
- Электронные дневники.
- Камеры в аудиториях, транслирующие лекции онлайн.
- Роботы.
Актуальность обоснована!
Развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формируются навыки. Кроме того, ИТ меняет и процесс оценки и фиксации достижений. Люди могут управлять траекторией своего интеллектуального развития. Описанные технологии принципиально транснациональны, они могут проникать в любые организации. Экономическая динамика в промышленно развитых странах диктует спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки. Сегодня бизнесу требуются люди максимально креативные, быстрые и гибкие, самостоятельные и расположенные к командной работе с разными технологическими средами. При этом все выше потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное дообучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач. Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс формирования, фиксации и капитализации которого нужно сделать максимально управляемым, – и в этом успешно помогает Интернет вещей.