Москва
Мероприятия
Блог
Корзина
Регистрация Войти
main-bg
История

Аудит и миграция AD/Exchange на Windows Server 2003, Exchange 2003. Компания «СеверСталь»

Ситуация

ОАО «СеверCталь-групп» – крупный российский промышленный холдинг, образовавшийся три года назад в результате реструктуризации активов самого большого металлургического объединения России – ОАО «СеверCталь» (г. Череповец). В настоящее время в него входят четыре независимых друг от друга отраслевых дивизиона: металлургический, сырьевой, машиностроительный и автомобильный. Кроме того, к сфере интересов холдинга относятся такие секторы, как страховая и банковская деятельность, лесопереработка и авиастроение. Сегодня под его управлением в общей сложности находится более 120 предприятий с совокупным оборотом $3,1 млрд, а также многочисленные активы, сконцентрированные в 14 субъектах Российской Федерации.

До 2002 года предприятия ОАО «СеверCталь-групп», относящиеся к различным областям промышленности, существовали в рамках конгломерата. Однако процесс преобразования металлургического производства в многопрофильный бизнес требовал от компании принципиально новой системы управления, которая позволила бы, с одной стороны, эффективно развивать филиалы с учетом отраслевой специфики, а с другой, – объединить их с помощью общекорпоративных стандартов и правил.

Сейчас состав холдинга продолжает пополняться за счет присоединения предприятий, расположенных по всей территории России. Постоянно растущая распределенная инфраструктура диктует особые условия по информационному обеспечению компании, поэтому в прошлом году руководство «СеверСталь-групп» отчетливо ощутило необходимость в переходе на модернизированную платформу, обладающую всеми современными функциями и способную удовлетворить новые потребности сотрудников.

По причине солидных размеров холдинга и особенностей его бизнес-процессов миграция должна была проходить без остановки старой системы. Это оказалось главным условием проведения операции, а ее выполнение было возложено на специалистов компании SoftLine – одного из самых известных поставщиков программного обеспечения, в арсенале которого уже имелась отработанная процедура реализации подобных решений.

В условиях постоянного расширения сферы своих интересов промышленный холдинг «СеверСталь-групп» нуждался в новом технологическом решении, функционирующем в полном соответствии с формирующимися корпоративными стандартами. Растущая распределенная инфраструктура диктовала особые условия по информационному обеспечению компании. В частности, у многих сотрудников появилась потребность в удаленном доступе к своим почтовым ящикам. Предыдущая система, построенная на базе Microsoft Exchange 2000 Server и IBM Lotus Domino, не позволяла должным образом синхронизировать данные. Общая производительность и удобство базового серверного продукта Microsoft Windows Server 2003, а также уникальная функция синхронизации ActiveSync, заложенная в почтовом сервере Microsoft Exchange Server 2003, оказались решающими предпосылками к началу полномасштабной платформенной миграции.

Решение

Очевидно, что одновременно перевести сотни серверов на другую платформу без негативного влияния на работоспособность нескольких тысяч сотрудников холдинга невозможно. В этих условиях было принято решение о плавном вводе в эксплуатацию новых серверов Microsoft Windows Server 2003 и Microsoft Windows Exchange Server 2003 – и только после тщательного тестирования. Первые испытания прошли в московском представительстве ОАО «СеверСталь-групп», где в настоящий момент развернута сеть на 500 пользователей.

«Решение о проведении стендовых испытаний именно в столичном представительстве компании было принято по двум причинам, – комментирует Виталий Гудков, специалист отдела УИТ, ОАО «СеверСталь-групп». – Во-первых, поставить и проверить новую систему в центральном офисе в Череповце, где работает несколько тысяч человек, гораздо сложнее, чем здесь в Москве в относительно небольшой сети. Во-вторых, в регионах по традиции не так много классных специалистов, обладающих достаточным для такого уровня проектов опытом».

Эксперимент, начавшийся летом 2004 года, прошел успешно: благодаря обновленному серверу Internet Information Server пользователи сразу отметили существенное увеличение скорости доступа к web-ресурсам по сравнению с предыдущей платформой, построенной на базе Microsoft Windows 2000 Server, а администраторам понравились более удобные инструменты для управления сетью и общее повышение ее производительности. Подобные результаты позволили IТ-департаменту московского отделения ОАО «СеверСталь-групп» приступить к штатному запуску системы. Спустя три месяца вся информационная среда столичного представительства была переведена под управление Windows Server 2003. Параллельно прошла модернизация почтовой системы, обслуживание которой было возложено на Exchange Server 2003. Что характерно, миграция никоим образом не повлияла на работу обычных пользователей – выключение старого сервера производилось только после установки нового, а затем оборудование первого опять отдавалось под развертывание новой платформы.

С учетом успешного опыта Москвы через некоторое время подобная миграция произошла еще в четырех регионах, где находятся предприятия холдинга. Однако помимо общего стремления перейти на более современную платформу компания преследовала и вполне конкретную цель – предоставить сотрудникам полноценный доступ к персональной почте и календарям во время командировки или работы на дому. За последний период количество мобильных устройств стремительно возросло, и сегодня они встречаются не только у представителей высшего менеджерского звена. Многие рядовые сотрудники, отправляясь в поездку, обязательно берут с собой карманный компьютер или смартфон, поэтому можно сказать, что в ОАО «СеверСталь-групп» потребность в подключении и синхронизации с почтовым сервером возникла на уровне всего холдинга. Правда, удовлетворить ее средствами предыдущей системы (на базе Exchange 2000 Server) оказалось не так просто – для этого пришлось бы устанавливать дополнительный программный продукт. Новая версия сервера позволяет устранить этот недостаток благодаря наличию встроенной службы ActiveSync.

«Раньше особой необходимости в синхронизации у нас не возникало, – говорит Виталий Гудков. – Теперь она появилась. И хорошо, что рост числа мобильных устройств у сотрудников нашей компании совпал по времени с появлением Microsoft Exchange Server 2003 и ее службы ActiveSync. Откровенно говоря, мы не сразу пришли к решению о внедрении именно этого продукта. Ведь в нашей огромной сети работают и другие серверы, в которых также заявлена функция синхронизации. В частности, речь идет о IBM Lotus Domino. Однако ставку мы все же сделали на Exchange Server 2003. Выбрав данный продукт, мы избавились от многих организационных вопросов (как оказалось, с Microsoft их решать гораздо легче) и обеспечили себе хороший задел на будущее (не секрет, что на периферии хороший сотрудник с сертификатом Microsoft найдется в несколько раз быстрее, чем квалифицированный специалист по продуктам других компаний). А самое главное – мы убедились на практике, что ActiveSync явно сильнее конкурирующих технологий. Что касается гетерогенной среды, то ее наличие нас не пугает, ведь для Outlook 2003 предусмотрены коннекторы к серверам Domino, которые мы пока продолжаем использовать на отдельных участках».

Результаты

Возможность работы с электронной почтой и календарями посредством мобильных устройств в удаленном режиме
По мнению сотрудников ОАО «СеверСталь-групп», организация работы с мобильными устройствами стала одним из главных преимуществ проекта. Теперь многие, находясь за пределами офиса, смогут прочитать электронную почту непосредственно со своих карманных компьютеров. При этом доступ к корреспонденции обеспечивается в обоих режимах – онлайн, когда входящие сообщения видны сразу по получении, и оффлайн, когда синхронизация почты происходит периодически после ее обработки пользователем в автономном состоянии. Кроме того, благодаря технологии Outlook Web Access улучшился способ подключения к почтовому серверу и для владельцев стационарных компьютеров, также пребывающих вдали от офиса. Причем за счет компрессии данных комфортная работа возможна даже на обычных модемных соединениях.

Тесное сотрудничество с партнерами
Для «СеверСталь-групп» очевидным преимуществом при подготовке к широкомасштабной миграции на новую систему стала возможность объективной оценки предстоящих работ и предполагаемой выгоды. Большой компании очень сложно сразу спрогнозировать результаты столь значительных изменений, поэтому тесное сотрудничество с партнерами и вендорами, обладающими необходимым опытом и проверенными методиками внедрения, становится одним из ключевых факторов конечного успеха.

«Вряд ли в мире найдется хотя бы одна крупная компания, которая сразу же бросилась бы приобретать и развертывать какой-либо новый продукт, – считает Виталий Гудков. – Сначала нужно обязательно пообщаться с вендором и его партнерами, потом провести тестовые испытания, получить предварительные данные и уже на их основе принимать какое-то решение. Мало того, что такая цепочка действий грозит отнять массу драгоценного времени, она еще и не гарантирует получение удовлетворительных результатов. Мы начали контактировать с различными производителями программного обеспечения еще на этапе планирования, и в этом смысле работать с представительством компании Microsoft и ее партнерами оказалось легче всего – они более оперативно реагировали на все наши запросы. Дополнительным преимуществом для нас стало также наличие развернутой партнерской сети Microsoft, что особенно важно с учетом значительного числа наших региональных структур. Да и сами продукты Microsoft, что немаловажно, по многим параметрам превосходят аналогичные разработки, а нередко обладают и вовсе уникальными функциями».

Хорошая основа для развития и обслуживания сетевой инфраструктуры
Переход на новые версии Microsoft Windows Server и Microsoft Exchange Server не только облегчил труд IТ-специалистов, которые получили в свои руки более производительные инструменты для эффективного администрирования распределенной сети. Он дал холдингу нечто большее, а именно, – устойчивую платформу для дальнейшего развития его информационных систем.

«Теперь, после внедрения базового серверного решения – Microsoft Windows Server 2003, – созданы все предпосылки для развертывания прочих важных систем управления сетью, – отмечает Виталий Гудков. – В первую очередь речь идет о таких продуктах, как Microsoft Operations Manager (MOM) и Microsoft Systems Management Server (SMS). Они позволят нам компенсировать нехватку квалифицированных IТ-специалистов на местах, а также помогут автоматизировать процесс сбора данных и управления сетевыми ресурсами вне зависимости от их удаленности от центрального офиса».

Преимущества:

  • Возможность работы с электронной почтой и календарями посредством мобильных устройств в удаленном режиме.
  • Тесное сотрудничество с партнерами.
  • Хорошая основа для развития и обслуживания сетевой инфраструктуры.

См. также аналогичные решения в этой отрасли

Все истории