Рынок лицензионного ПО в России
По мнению экспертов, рост отечественного рынка лицензионного ПО становится тенденцией последнего времени. Факторы, способствующие этому – ужесточившаяся политика государства, участившиеся судебные иски по делам о пиратстве, приход на рынок западных игроков и укрепление позиций крупных участников рынка, и, безусловно, развитие сферы онлайн-продаж.
Чем же характеризуется современный российский Интернет-рынок лицензионного ПО и какие тенденции его развития можно выделить на настоящем этапе?
«К основным тенденциям можно отнести широкое распространение электронной формы оплаты и поставки ПО, оперативность доставки и соответствующие ожидания клиентов (например, при онлайн-покупке электронной версии программы регистрационная информация должна высылаться сразу же после оплаты, а не через день-два), – считает руководитель Интернет-магазина Allsoft.ru Ирина Кузнецова. – Для нашего рынка характерно практически полное отсутствие ценовой конкуренции (ведь многие разработчики – например, практически все производители антивирусов, просто запрещают изменять официальную цену). Это приводит к тому, что конкуренция ведется на уровне сервисов, удобства интерфейса, условий доставки, разнообразия вариантов оплаты и т. п.
Характерно стремительное и постоянное улучшение качества программных продуктов, включающее не только улучшение функционала, но и удобства использования, дизайна. Для крупных зарубежных игроков российский рынок онлайн-продаж ПО, по всей видимости, пока не очень привлекателен – в первую очередь, из-за высокого уровня пиратства в нашей стране. Но уже очевидно, что эта ситуация временная. Ведь еще одним отличительным фактором российского рынка ПО и, в частности, Интернет-рынка, являются высокие темпы его роста и развития».
Перспективы у России хорошие, однако для того, чтобы достичь каких-либо достойных, по сравнению с мировыми, результатов, российскому рынку еще предстоит преодолеть препятствия, в течение многих лет мешающие ему развиваться более высокими темпами.
Пока рынок насыщен очень слабо и не исключен приток новых крупных игроков, возможно, и из-за рубежа. Все больше потенциальных покупателей получают высокоскоростной доступ в сеть, с каждым днем все большее количество пользователей Интернета совершает покупки в режиме онлайн, многочисленные электронные платежные системы постепенно привлекают все новых клиентов. Учитывая эти данные, можно сделать вывод, что будут меняться приоритеты и политика ведущих игроков рынка лицензионного ПО.