
Розничный бизнес – сложности и способы сохранения позиций на рынке
В период кризиса розничный бизнес оказался наиболее уязвимым, прежде всего потому, что данный сектор рынка в большей степени зависит от банковского кредитования. Возможно ли сохранить докризисные позиции продаж – мнениями делятся представители компаний «Аксофт» и Allsoft.ru.
Спецификой работы с розничными сетями является то, что отсрочка платежей этих компаний традиционно составляет 30-60 дней, при этом цена часто должна быть зафиксирована в рублях. В настоящее время данные условия работы невыгодны, и проблема может быть решена факторинговым финансированием.
В компании «Аксофт» работа с партнерами по розничному направлению ведется в штатном режиме: заключаются новые договоры, продлеваются действующие. Руководитель отдела по работе с розничными партнерами «Аксофт» Сергей Бобров подчеркивает, что даже компании с непогашенными долгами в основном занимают конструктивную позицию – и выдвигают реальные предложения по реструктуризации задолженности и активизации поставок.
«Количество безнадежных должников, работу с которыми продолжить не представляется возможным, очень не велико и не оказывает существенного влияния на работу розничного направления», – рассказывает г-н Бобров.
На вопрос, какие розничные компании имеют больше шансов на сохранение твердых позиций на рынке, Сергей Бобров отвечает, что проще всего будет небольшим компаниям, не использующим сторонние кредитные ресурсы и обладающим собственными, пусть и небольшими, оборотными средствами и надежным каналом сбыта.
Некоторые эксперты считают, что лучше перспективы у широкопрофильных сетей, обладающих более широкими возможностями для маневра. Руководитель отдела маркетинга интернет-магазина Allsoft.ru Екатерина Васильева полагает, что широкопрофильной компании сегодня проще привлечь покупателя, но свои проблемы есть как у широкопрофильных, так и у специализированных розничных компаний.
По мнению Сергея Боброва, дать розничным фирмам какие-то универсальные советы для выживания сложно. «Считаю, что для каждого профиля деятельности и конкретного партнера он будет индивидуален. Как вариант, через договоренности с поставщиками можно разрабатывать совместные ре-инвестиционные программы получения дополнительных объемов высоколиквидной продукции для обеспечения постоянного товародвижения и ликвидации кассового разрыва ритейлера. Возможность выжить априори выше у розничных компаний, которые захватят большую долю рынка за счет расширенного, но оптимизированного ассортиментного ряда. Однако для поддержки такого ассортимента нужны и более существенные инвестиции. Сбалансированность, точный просчет возможных результатов и учет взаимных интересов – залог успеха в текущих экономических условиях», – подчеркивает Бобров.