6 мегатрендов, которые повлияют на будущее цифровой экономики
Всего 20 лет назад Сергей Брин и Ларри Пейдж зарегистрировали доменное имя google.com, 10 лет назад в Сан-Франциско Стив Джобс представил миру первый iPhone. За этот короткий срок цифровые технологии в корне изменили наш мир.
Сегодня объем рынка интернет-рекламы в поисковиках составил $90 млрд. Рынок смартфонов $435 млрд. Развитие новых технологий повлекло появление новых рынков и развитие смежных отраслей.
Во всем мире взят курс на цифровую трансформацию бизнеса и построение цифровой экономики. В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу. Половина жителей земли уже подключены к Интернету, к 2025 году 25% операционных задач будут выполнять роботы. В России использование новых технологий обеспечит рост ВВП от 19 до 34%.
Мир меняется настолько быстро, что, можно сказать, будущее уже наступило. Но в разных городах и странах движение к «цифровой планете» все еще происходит с разной скоростью.
Поэтому умение видеть новые тренды и меняться в режиме реального времени обеспечивает конкурентоспособность и успешность в цифровой экономике.
Цифровая лаборатория Softline исследует потребительские, технологические и отраслевые тренды для определения возможностей роста бизнеса клиентов, генерации и тестирования идеи цифровой трансформации. Это позволяет нашей команде создавать коммерчески успешные цифровые продукты для наших клиентов.
Сегодня мы поделимся нашими наблюдениями по мегатрендам, которые лежат в основе большинства изменений в отраслях и бизнес-моделях компании.
Глобализация
Процесс глобализации экономики ускорился в последние десятилетия, когда различные рынки, в частности, капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть.
Глобализация мировой экономики привела к формированию единого рыночного и информационного пространства и либерализации мировой торговли товаров и услуг. Потребители получили доступ к широкому ассортименту товаров и актуальной и достоверной информации о продуктах и их рыночных характеристиках. Потребители начинают играть все более заметную роль на рынках, диктуя свои предпочтения производителям.
Глобализация и рост волатильности мировых рынков, а также увеличение конкуренции приводят к желанию компаний создать устойчивые бизнес-модели, менее подверженные негативным эффектам от глобализации. Устойчивость бизнес-моделей определяется эффективным использованием ресурсов: природных, материальных, финансовых и интеллектуальных. Результатом трансформации является переход к сетевому взаимодействию и образованию экосистем поставщиков, партнеров, потребителей и конкурентов вокруг компаний.
Примеры глобализации:
- 1/5 часть мировой продукции товаров и услуг производится транснациональными корпорациями. Примерами может служить Microsoft, Oracle, Procter&Gamble, Mars, Газпром, General Motors, Лукойл, McDonalds и прочие.
- В 2007 г., впервые в истории человечества, число людей, живущих в городах, превысило число людей, живущих в сельской местности. В дальнейшем рост численности населения будет приходиться в основном на города.
- В 2020 г. более 80 млрд устройств будут подключены к Интернету. Повсеместная доступность информации повышает прозрачность во всех сферах, в том числе экономике. Бизнес будет стремиться к гиперпрозрачности бизнеса и процессов.
- В условиях экономической и политической глобализации миграционные потоки увеличиваются с каждым годом. Преобладает трудовая миграция, но треть миграционных потоков составляют беженцы из стран военных действий.
- Огромное количество компаний переносит свое производство в Китай, и сегодня не обязательно покупать товары в своей стране. Есть возможность получить товары из любой точки мира.
Бережливое потребление
На волне развития бережливого потребления и того, что опыт становится важнее владения, появилась модель «Экономика совместного потребления». Один из основных принципов — это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, — инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.
Основой является peer-to-peer модель. Она включает совместное создание, производство, распространение, торговлю и потребление товаров и услуг разными людьми и организациями.
Концепция бережливого потребления заключается в достижении баланса снижения стоимости и повышения качества материалов и комплектующих с меньшими логистическими расходами.
Массовое производство и потребление в начале 1990-х гг. сменилось новой тенденцией: персонализация потребления и кастомизация производства, которая начала быстро набирает обороты на мировых рынках. Масштабы этой концепции будут нарастать в ближайшие десятилетия по мере развития и удешевления передовых производственных технологий и распространения персонализированных потребительских предпочтений на новые виды товаров и услуг.
Примеры бережливого потребления:
- Наручные часы Pebble, синхронизируемые с iPhone и устройствами на Android: на их создание в 2012 году было привлечено более 10 млн долл. Это самый кассовый проект крупнейшей по транзакциям краудфандиговой площадки — Kickstarter.
- Airbnb считается удачным примером модели «Экономика совместного потребления». Компания предоставляет путешественникам возможность рассмотреть предложения от хозяев жилья в любой точке земного шара и арендовать его.
- Каршеринг позволяет сэкономить до 70% стоимости транспорта для своих клиентов, так как они оплачивают только время, когда реально используют автомобиль. Автомобили используются более эффективно, увеличивается количество невынужденных поездок.
- «Яндекс.Такси» тестирует тариф «Комбо», который позволяет водителям одновременно перевозить несколько пассажиров, не знакомых между собой.
- Хорошим примером являются агрегаторы такси: «Яндекс. Такси», Uber и Gett. Потребитель не хочет ждать, терять время на общение с оператором такси, и желает получить услугу в течении 5 минут.
Растущая скорость изменений
Инновационные технологии, существенно изменяющие привычные действия в самых разных сферах, от промышленного производства до организации быта, захватывают своих потребителей с нарастающей скоростью. Под давлением скорости развития инноваций компании вынуждены менять существующие бизнес-модели, вырабатывать новые подходы к продуктам и услугам, которые они реализуют, процессам и поддержке бизнес-операций.
Скорость вывода новых продуктов на рынок постоянно увеличивается. Сложившиеся модели и процессы бизнеса становятся неактуальными, бизнесу приходиться оперировать в условиях неопределенности и постоянных изменений. Развиваются новые бизнес-модели, основанные на принципах «экономики совместного потребления» и электронных платформах.
На пути трансформации бизнеса стоит ряд барьеров: недостаток компетенций, негибкие структуры управления, неопределенность и прочее.
Многие компании не успевают адаптироваться к изменениям и уходят с рынка. Давление со стороны потребительского спроса, быстрое развитие и распространение технологий повысили значимость и сложность инновационного процесса в компаниях, сделав его более дорогостоящим и рискованным. Компании развивают новые модели инновационной деятельности.
Примеры роста скорости изменений:
- Если на то, чтобы телефон и радио стали привычными для четверти населения США, потребовалось более 30 лет, то Интернет достиг массового потребителя всего за 7 лет.
- 52% компаний из Fortune500 с 2000 г. поглощены или обанкротились.
- Знания и умения, которые были важны 10 лет назад, морально устарели по отношению к тенденциям новой модели мира.
- Продолжительность жизни крупных компаний уже сократилась в 1,5 раза.
- Деятельность 1/3 компаний из топ-20 будет подорвана под воздействием новых технологических платформ.
- 10 лет назад СМИ для распространения новости требовался день или больше. Сегодня – достаточно одного «клика» мышкой.
- 60% новых вакансий на рынке требуют навыков, которые есть только у 20% населения.
Цифровизация коммуникаций
Инфокоммуникационные технологии меняют модели коммуникации между людьми, а также между людьми и организациями (органами власти, малым и крупным бизнесом, розничной торговлей, организациями социального профиля).
Устанавливать и поддерживать контакты становится все проще, мгновенно взаимодействовать друг с другом возможно на любом расстоянии. Распространение цифровых технологий происходит стремительно, причем более равномерно, чем распределение доходов.
Индивиды получают инструменты для взаимодействия напрямую, минуя посредников. Миграция в онлайн происходит в сферах, которые раньше были доступны только в офлайн, например, государственные услуги и образование.
Люди во всем мире становятся зависимыми от смарт-устройств, таких как мобильные телефоны и планшетные компьютеры. С их помощью можно выполнить множество задач в любом месте и в любое время — от общения, покупки в магазине, развлечения и проверки почты до расчетов с банком, образования и GPS-навигации.
Происходит эволюция пользовательского поведения: 10 лет назад Facebook раскрыл профиль людей, изменив их жизнь. Затем Instagram и Twitter призвали делиться информацией о себе ежесекундно. Сегодня наступила эра трекинга: во сколько мы проснулись, сколько прошли, как погуляли с собакой и т.п. Практически все свободное время потребители проводят с гаджетами, ускоряющими и без того быструю жизнь и делающими обмен информацией мгновенным.
Примеры цифровизации коммуникаций:
- В Германии 37% ежедневных коммуникаций происходит через цифровые девайсы.
- Почти 80% потребителей по всему миру имеют смартфоны.
- Активно развивается омниканальность: возможность делать покупки в разных режимах: в торговой точке, через мобильный телефон, через компьютер с возможностью бесшовного перехода.
- Одним из важнейших каналов продвижения становятся лидеры мнений в социальных сетях. 60% потребителей говорят, что прислушиваются к рекомендациям.
- Компании, ориентированные на рост, стремятся создать возможности для обучения своего персонала. Объем мирового рынка онлайн-образования в 2016 году превысил $50 млрд и по прогнозам увеличится в 5 раз к 2022 году.
Социальная трансформация
Общество находится в непрерывном движении. Основными векторами глобальных демографических сдвигов являются: устойчивое снижение рождаемости и смертности населения по мере экономического развития и урбанизации, рост населения Земли, повышение средней продолжительности жизни и ускоренная миграция населения из менее развитых в более развитые страны.
Изменяется отношение к старению, происходит сдвиг гендерных ролей и понятия семьи. Доля людей старшего возраста увеличивается. Привычки потребления пожилых людей отличаются от привычек более молодых. Повышение доступности обучения и нарастающее участие женщин в бизнесе глубоко влияют на изменение в социальной инфраструктуре. Изменяется роль женщины в обществе, развивается гендерное равенство, поколебавшее положение мужчины в качестве первого кормильца в семье. Одним из основных фактов, определяющих общество будущего является смена поколений. На смену поколения Х придут поколения Y и Z, имеющие другой набор ценностей.
Примеры социальной трансформации:
- Население планеты увеличится на 15% к 2030 году.
- Средний возраст женщин при рождения первого ребенка увеличился с 26 лет в 1995 до 29 лет в 2015 и продолжит увеличиваться.
- Среднее мировое количество детей на одну женщину к 2020 году станет 2,47 по сравнению с 3 в 1995 г.
- В Великобритании число мужчин, уходящих в декрет, увеличилось в 10 раз по сравнению с 10 годами ранее.
- Две трети людей в возрасте от 14 до 34 лет говорят, что пол больше не определяет стиль жизни или поведение, как это когда-то было.
Технологии и инновации
Одним из важнейших факторов, влияющих на современное потребительское поведение, является быстрое развитие технологий. С одной стороны, технологии расширяют возможности потребления, открывая доступ к широчайшему спектру товаров и услуг.
С другой стороны, развитие технологий усложняет нашу жизнь и изменяет ее. Иногда мы перестаем справляться с темпами развития и сложностью технологий и даже попадаем в зависимость от них. Поэтому так называемая usability – удобство и интуитивная простота в использовании технологий – становится важнейшим потребительским требованием.
Текущие технологии содержат большой потенциал для развития бизнеса. В дальнейшем технологии станут более доступны, в том числе потребителям. Технологии воспринимают как объект повышения эффективности, но они также позволяют создавать потребительский опыт, новые источники дохода.
Примеры развития технологий и инноваций:
- Интернет вещей: техника перестала быть просто предметами. Сегодня холодильник, чайник и пылесос могут быть источниками информации.
- Сегодня без облачных технологий не видит себя ни один высокотехнологичный бизнес. Проблемы с перегрузкой серверов, опасностью кибератак и огромных финансовых вложений остались в прошлом.
- Оплатить свои покупки можно телефоном. Технологии «Apple Pay», «Android Pay» и «LG Pay» облегчили жизнь потребителей и сделали транзакции на основе магнитной коммутационной технологии доступными каждому.