/

Главная / О компании / Новости компании / Интернет вещей на производстве: как угодить бизнес-заказчику и не разрушить свою ИТ-стратегию?

Интернет вещей на производстве: как угодить бизнес-заказчику и не разрушить свою ИТ-стратегию?

02.10.2017

ksonline.ru от 29 сентября 2017 г.

Умы многих бизнес-заказчиков в России и непосредственно в Сибири сегодня захвачены перспективами внедрить Интернет вещей (Internet of Things, сокращенно IoT) на производство, чтобы увеличить объемы выпуска, качество продукции и экономить сырье и ресурсы. Как отмечает в статье на ksonline.ru Сергей Монин, эксперт в области решений по промышленному Интернету вещей группы компаний Softline, красивая идея часто оказывается крайне сложной в реализации с точки зрения ИТ.

Интернет вещей – концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека.

Подобные внедрения требуют от директоров по информационным технологиям освоения новых программно-аппаратных платформ для Интернета вещей и сращивания IoT-устройств с системами управления производством. Но главное – это риск, связанный с вмешательством в ИТ-обвязку производства, которая до этого самого вмешательства работала нормально. Конечно, директора по ИТ не спешат брать на себя риск нарушения непрерывности бизнеса, который на ряде производств может грозить огромными финансовыми потерями. Вот и ищут они весомые контраргументы, чтобы пояснить, что история с IoT«не взлетит». Чем вызывают закономерное недовольство бизнес-заказчиков.

Нам как ИТ-консультанту эта драма хорошо известна. ИТ-директора регулярно обращаются с просьбами помочь как-то разрешить подобные ситуации. Они мечтают получить возможность пойти навстречу бизнес-заказчикам, но при этом категорически не согласны на более чем вероятный коллапс ИТ-обвязки производства и на пересмотр ИТ-стратегии своего предприятия из-за «хотелки» бизнеса, которая очень скоро может оказаться ненужной в том числе и самому бизнесу. Поэтому тем важнее найти вариант, который позволил бы обойтись без радикальных реформ инфраструктуры, не потребовал отвлечения значительных ресурсов ИТ-подразделения на воплощение проекта и вместе с тем решал бы одну из основополагающих задач – задачу сохранности человеческих жизней.

Соблюдение правил техники безопасности – не слишком афишируемая, но крайне важная проблема на любом производстве. Ответственность за инциденты, где страдают люди, регламентируется соответствующей статьей Уголовного кодекса. С точки зрения менеджеров (а именно они несут ответственность в рамках действующего законодательства), контроль за соблюдением техники безопасности (ТБ) непосредственно рабочими затруднен. Использование ими средств защиты, исполнение предписаний и недопустимости нахождения в опасных зонах зависят исключительно от сознательности каждого отдельного сотрудника на производстве. Нерадивость отдельных рабочих, которые не желают соблюдать ТБ и тем самым без необходимости увеличивают степень ответственности для своих руководителей, и стала той самой «болью» производственников, от которой их можно избавить с помощью технологий Интернета вещей.

Каска – это стандартное средство индивидуальной защиты, которое распространено на предприятиях, пожалуй, всех отраслей, от строительства до атомной энергетики. Именно каска является символом соблюдения (или нарушения) техники безопасности. Держа в голове это факт, мы решили создать прототип программно-аппаратного комплекса с рабочим названием «умная каска».

Было понятно, что такая система должна состоять из двух частей. «Клиентская» – это обычные каски, использующиеся совместно с  радиоэлектронными устройствами – маячком (для понимания местонахождения сотрудника в реальном времени), датчиком объема (надета ли каска), температуры (надета ли каска на живого человека), акселерометром (для отслеживания падений), удара (легкий контакт или на голову упало что-то тяжелое), виброустройством (предупреждает о близости рабочего к опасной зоне). Предполагается, что каски выдаются рабочим и используются как обычные средства индивидуальной защиты – встроенные модули никак этому не мешают.

В свою очередь, «серверная» часть в такой конфигурации состоит из одной или нескольких базовых станций, определяющих позиционирование маячков в касках, и из собственно сервера, на котором работает программная обвязка инфраструктуры умных касок. Она позволяет видеть геопозицию каждой каски (а значит, и рабочего) на производственной площадке в реальном времени и ее статус (надета ли она). При возникновении нештатной ситуации: сильный удар, нахождение в опасной зоне, кодовая комбинация ударов по каске (аналог сигнала SOS), –  система оповещает оператора, и уже от него зависят дальнейшие действия.

Собираемые таким образом данные можно проанализировать и выяснить, насколько каждый конкретный сотрудник сознателен – всегда ли пользуется он средствами индивидуальной защиты, выполняет ли он предписания не входить в опасную зону, сколько времени он проводит на производственном участке, и т.д. В случае возникновения инцидентов собранные данные помогут восстановить картину происшествия и помогут определить степень ответственности рабочего.

Самое приятное в «тэбэшном» подходе к IoT – избавление от «боли» бизнес-заказчика не добавит проблем директору по ИТ. Во-первых, такой проект всегда можно инициировать как пилотный. «Пилотирование» помогает обойтись относительно малыми ресурсами – временными и денежными – поскольку реализуется он на небольшом участке. Во-вторых, подобные проекты изолированы. Они создаются параллельно, не интегрируются в систему управления производством, а значит, лишены рисков, связанных с непрерывностью бизнеса. В-третьих, у директора по ИТ появятся доказательства, нужен ли IoT в конкретной компании или не нужен. И положительный, и отрицательный ответ директора по ИТ устроят полностью. Если проект «не взлетел», на руках директора по ИТ будут доказательства, поспорить с которыми будет крайне сложно. Положительный же результат устроит и директора по ИТ, и бизнес-заказчика. В-четвертых, часто пилотный проект может стоить недорого, может быть проведен ИТ-консультантом бесплатно. Бесплатное внедрение при этом обладает только одним минусом – по окончании проекта все оборудование увезут, и в случае заинтересованности нужно будет начинать по новой и уже за деньги. Также есть смешанный вариант – что-то оплачивает заказчик, что-то предоставляет вендор, работы выполняет интегратор. Но какой бы способ «пилотирования» ни был выбран, вся команда директора по ИТ получит ценный опыт не путем проб, ошибок и претензий со стороны бизнес-заказчиков, а частично или полностью за счет консультанта.

Эта тема актуальна и для Сибири.  Интернет вещей на сегодня является достаточно «модной» темой, большинство компаний в регионе в частности так или иначе задумываются о применении технологий IoT. К сожалению, этот процесс идет не так быстро: в Сибири немало компаний, которые интересуются теми же «умными касками», но не все готовы внедрять такие технологии прямо сейчас. Тем не менее, уже сейчас в регионе очень популярны беспроводные системы авторизации, связанные с RFID-метками – их используют, в частности, на предприятиях для упрощения контроля за посетителями. Также RFID-технология может быть полезна для внедрения системы инвентаризации имущества, с учетом имущества при помощи RFID-меток. Технологии на базе считывания QR-кодов интересны для ритейла. И это лишь часть примеров.

Таким образом, IoT на российских предприятиях – это уже объективная реальность. Конечно, можно противиться распространению Интернета вещей, но преградить путь прогрессу и наступлению эры «производства 4.0» все равно не выйдет. Самый мудрый выбор в этой ситуации – получить практику внедрения IoT на более простых проектах, которые приносят бизнесу пользу, но которые не сопряжены с большими рисками для непрерывности производства. Первое внедрение наверняка придаст уверенности, и ИТ-директор без каких-либо опасений сможет вписать IoT в ИТ-стратегию собственной компании и воспринимать Интернет вещей не как дестабилизирующий фактор, а как данность, с которой можно и нужно считаться.

  • Порхай-тек: как запустить технологичные компании в небеса

    B конце апреля в Тюмени состоялся I Межрегиональный форум технологичных компаний, организованный аналитическим центром «Эксперт» и журналом «Эксперт-Урал». Разговоры о том, что российской экономике нужна модернизация, технологический прорыв, идут очень давно. В стране разработана и реализуется масса программ поддержки НИОКР, инноваций, стартапов, экспортной деятельности. Но результативность их оставляет желать много лучшего. Задумывая форум, мы преследовали две цели. Первая — понять, что мешает осуществить рывок, определить разрывы. Вторая — транслировать успешные практики поддержки и развития технологичных компаний.

  • Доктор на проводе: как заработать на буме телемедицины в России

    В 2018 году медицинские услуги в России стали чуть доступнее — законодатели легализовали онлайн-консультации врачей. Кто и как строит на этом бизнес?

  • Безопасность инженерной инфраструктуры – основа жизнедеятельности ЦОДа

    Спектр угроз для ЦОДов за последние несколько лет особенно не изменился. Риски, в первую очередь, связаны с инженерной инфраструктурой – это сбои в электропитании, неисправность или полный отказ системы охлаждения. Риск проникновения в дата-центр извне значительно ниже – я давно не слышал, чтобы такой риск реализовывался. Вероятно, это означает, что физическая безопасность ЦОДов с точки зрения диверсий находится на достаточно высоком уровне. С точки зрения человеческого фактора главную угрозу представляют инсайдеры – люди, работающие внутри периметра дата-центра и имеющие доступ либо к вычислительному оборудованию, либо к оборудованию инженерной инфраструктуры (тем же системам электроснабжения и охлаждения).

Все новости

* - поля, обязательные для заполнения.